2018-04-03
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.12.2017 № 503-ФЗ: ОТВЕТЫ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ
В последний день 2017 г. официально опубликован и вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ).
Федеральным законом № 503-ФЗ уточняются требования, касающиеся лицензирования деятельности в области обращения с отходами; расширенной ответственности производителей за товары и упаковку, утратившие свои потребительские свойства; деятельности региональных операторов; полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО); платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении ТКО.
СБОР И НАКОПЛЕНИЕ ОТХОДОВ
Представлены в новой редакции понятия сбора и накопления отходов:
Как было |
Как сейчас |
Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. |
Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. |
Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. |
Накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
|
В связи с уточнением понятий сбора и накопления отходов определен круг лиц, которым не нужно получать лицензию на деятельность в области обращения с отходами, в части сбора отходов. Так, получать лицензию на сбор отходов I–IV классов опасности теперь не требуется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в аренду свои помещения, а также обустроенные площадки для накопления отходов, образующихся у арендаторов.
В самом понятии «сбор отходов» определено, с какой целью и кем такой вид деятельности осуществляется, поэтому торговые комплексы, рынки и другие подобные объекты, не исполняющие не свойственные им работы в области обращения с отходами, не будут привлекаться к ответственности за так называемый «сбор отходов» от арендаторов без лицензии.
Организации, осуществляющие исключительно деятельность по транспортированиюотходов, также не должны получать лицензию на сбор отходов I–IV классов опасности. То же касается и управляющих компаний, в обязанности которых входит содержание мест накопления отходов и которые от своего имени заключают договоры со специализированными организациями на вывоз и захоронение ТКО.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ФККО
Соискатели лицензии и лицензиаты наконец-то дождались таких необходимых для них изменений. Теперь в приложении к лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности на основании заявления хозяйствующего субъекта о предоставлении или переоформлении лицензии могут быть указаны не только виды отходов I–IV классов опасности, но и группы, подгруппы отходов с указанием конкретного класса опасности.
Данная поправка избавит хозяйствующих субъектов от проблемы обращения с отходами, не включенными в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО), и получения лицензии в отношении таких отходов.
РАСШИРЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Особое внимание в Федеральном законе № 503-ФЗ уделено расширенной ответственности производителей товаров и упаковки. Уточнено понятие отходов от использования товаров:
Как было |
Как сейчас |
Отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. |
Отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
|
Если производитель, скажем, пластиковых оконных блоков дает гарантию на свой товар 8–10 лет, то ответственность производителя за товар, который может утратить потребительские свойства, наступит только через 8–10 лет. Или в этом случае закон имеет обратную силу и производитель должен начать сбор и утилизацию товара, изготовленного 8–10 лет назад? Как же быть с обязанностью производителей по сбору и утилизации товара, которая наступила для них только с 2015 г.?
Производителям товаров, включая упаковку, стоит обратить внимание на то, что слова «готовые товары» заменено на «товары». Таким образом, производители комплектующих изделий также должны будут представить декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки, подлежащих утилизации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, или заплатить экологический сбор.
Как и прежде, от обязанности по утилизации товаров, упаковки, утративших полностью или частично свои потребительские свойства (или по уплате экологического сбора), освобождены производители, отправляющие свои товары на экспорт.
Нормативы утилизации могут быть выполнены непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО).
В Федеральном законе № 503-ФЗ приводится перечень документов, прилагаемых к отчету о выполнении нормативов утилизации:
• договор с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением ТКО);
• акты утилизации отходов от использования товаров.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО
К полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО теперь относятся:
• создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО;
• ведение реестра мест накопления ТКО;
• организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Создание мест накопления и ведение реестра мест накопления ТКО должны осуществляться в тесной увязке с территориальной схемой обращения с отходами, принятой в конкретном регионе. Порядок ведения реестра мест накопления ТКО устанавливает Правительство Российской Федерации.
Непонятным остается вопрос об организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращении с ТКО: каким образом, в каком объеме, в отношении какого круга лиц? Чтобы сеять разумное, доброе, вечное, специалистам органов местного самоуправления в первую очередь самим надо бы подтянуть уровень экологической грамотности.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ (ПЛОЩАДКАМ) НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ
Места (площадки) накопления отходов должны отвечать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.07.2017) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03) приводятся правила по организации мест накопления отходов в зависимости от класса опасности таких отходов. В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности.
По степени НВОС отходы подразделяются на пять классов опасности. Критерии отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.
Согласно ФККО к ТКО могут быть отнесены отходы как IV, так и V классов опасности, поэтому в полной мере пользоваться СанПиН 2.1.7.1322-03 в части организации мест накопления отходов не представляется возможным, т.к. в данном документе отсутствуют требования к местам накопления отходов V класса опасности. Остается надеяться, что органы местного самоуправления разработают правила благоустройства муниципальных образований, в которых должное внимание уделят требованиям по обустройству площадок для накопления ТКО с учетом их классов опасности по степени НВОС.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА
Зона деятельности регионального оператора определяется территориальной схемой обращения с отходами и представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
От обязанности по заключению договоров с региональным оператором освобождаются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО.
ПЛАТА ЗА НВОС ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ТКО
В соответствии с пп. 4 и 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017) плата за НВОС при размещении отходов (за исключением ТКО) вносится индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Федеральный закон № 503-ФЗ освобождает всех вышеуказанных лиц от обязанности вносить плату за ТКО. Так, плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.
Наиболее ответственные хозяйствующие субъекты, которые внесли плату за ТКО за 2016 и 2017 гг., могут подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы или их зачете в счет будущих платежей.
ВЫВОДЫ
Федеральным законом № 503-ФЗ:
• определен круг лиц, освобожденных от обязанности получать лицензию на деятельность по сбору отходов I–IV классов опасности;
• предусмотрено, что в приложении к лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности могут указываться как конкретные виды отходов I–IV классов опасности, с которыми планируется осуществлять деятельность, так и группы или подгруппы отходов с указанием их классов опасности по степени НВОС;
• установлено, что производители, импортеры товаров и упаковки обеспечивают утилизацию товаров, упаковки после утраты ими полностью или частично своих потребительских свойств;
• уточнен перечень документов, прилагаемых к отчету о выполнении нормативов утилизации;
• установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов;
• определено, что плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.
В.В. Никитина, руководитель учреждения «Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога»