Законодательное обоснование ПДВ
Кому нужен проект ПДВ?
Разработка проекта ПДВ
Ответственность за отсутствие проекта ПДВ
Требования в области охраны атмосферного воздуха
Законодательное обоснование ПДВ
Необходимость составления, разработки и согласования проекта Предельно- допустимых выбросов (далее ПДВ) основывается на статье 30 п.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, согласно которой все юридические лица, на площадке расположения которых есть стационарные источники выбросов, должны эти самые выбросы нормировать. А нормировать на сегодняшний день можно только одним способом – разработать проект ПДВ, причем если раньше была возможность просто составить инвентаризацию выбросов без получения каких-либо заключений и разрешений, то сегодня это невозможно, и инвентаризация выбросов производится только в составе проекта ПДВ и является его неотъемлемой частью и приложением.
Проект ПДВ содержит информацию о предельно допустимых выбросах предприятия, является обязательным для предъявления проверяющему инспектору (закон № 96-1999 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Ответственность за отсутствие проекта ПДВ – штраф до 250 000 рублей.
Кому нужен проект ПДВ?
Очень часть у природопользователей бытует ошибочное мнение, что «стационарных источников у нас нет, и проект ПДВ нам не нужен, у нас нет труб, котельных, мы ничего не красим… и т.д.». Как правило, это мнение ошибочное: стационарный источник - это не всегда труба, а вернее - как правило, не труба. Это может быть отдушка или окно или входная дверь, или ворота, или просто стоянка автотранспорта (открытая или закрытая) – такие источники называются неорганизованными или площадными, но это тоже источники загрязнений. Более того, если на предприятии имеется только один заточной станок для личных нужд и используется он по 10 минут в неделю – это тоже источник выделения и – соответственно - загрязнения атмосферного воздуха, и его следует нормировать!
Для чего нужен проект? Проект ПДВ нужен для того, чтобы установить количественный и качественный состав загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу. Эти количества устанавливаются с помощью специальных методик или натурными замерами, и сводятся в специальные таблицы, которые отражают характеристики выбросов, их принадлежность к участкам, качественный и количественный состав и другие параметры. В проект, кроме таблиц, входят также описательная часть, сведения о юридическом лице, план-график ведомственного контроля за нормативами ПДВ, мероприятия на случай наступления неблагоприятных метеоусловий и другие разделы. На основании разработанного проекта сначала получается санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ в территориальном органе Роспотребнадзора, а затем получается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух- его выдает Департамент Росприроднадзора по ЮФО сроком на 7лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 № 841 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183"). И с получением разрешения выбросы предприятия становятся легализированным, т.е. разрешенными. На основании выданного Разрешения предприятие ежегодно осуществляет начисления в государственный бюджет экоплатежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Разработка проекта ПДВ
Общая схема разработки и согласования ПДВ
Инвентаризация источников выбросов ↓ и лабораторные замеры. Параллельно получаются справки «Фон», «Климат» и ситуационный план в центре по гидрометеорологии и КГА.
Разработка проекта ПДВ ↓ (0,5-2 месяца в зависимости от наличия исходных данных).
Согласование проекта и получение разрешения на выброс ↓:
Регистрация проекта в территориальном ФБУЗе Роспотребнадзора. Выдается экспертное заключение о том, что проект составлен корректно.
Получение сан-эпид заключения в Роспортебнадзоре, после чего это заключение вместе с проектом подается в Роспотребнадзор.
Получение нормативов выбросов вредных веществ из департамента Росприроднадзора.
Разрешение на выброс вредных веществ – конечный документ этапа Согласования ПДВ, Выдается Росприроднадзором или Комитетом по природопользованию, после чего предприятие может спокойно продолжать работу.
Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Закона РФ "Об охране атмосферного воздуха"
Предельно допустимые выбросы. Предельно допустимый выброс (проект ПДВ) ― это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).
Основной задачей проекта нормативов ПДВ является разработка оптимальных мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин. При этом для каждого источника выделения вредных веществ в атмосферу должен быть установлен такой ПДВ, чтобы суммарная предельная концентрация указанных веществ с учетом фонового загрязнения не превышала санитарных норм.
При разработке проекта проводится первичная оценка источников загрязнения. На данном этапе определяются возможные источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов. Выявляются объекты, попадающие в нормативную санитарно-защитную зону предприятия.
Ответственность за отсутствие проекта ПДВ
КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, глава 8:
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц ― от 50 до 100 МРОТ).
Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно ― эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц ― от 50 до 100 МРОТ).
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штрафа на юридических лиц ― от 100 до 200 МРОТ).
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц ― от 300 до 400 МРОТ).
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц ― от 100 до 200 МРОТ).
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц ― от 400 до 500 МРОТ).
Требования в области охраны атмосферного воздуха
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны — осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.